Ни для кого не секрет, что туристический бизнес в Казахстане переживает серьезный кризис. Как обезопасить тебя от банкротства и правильно выбрать туроператора?
Повсеместно призывают: «летайте исключительно крупными туроператорами, они не разорятся». К сожалению, не все так просто. Можно взять список разорившихся компаний и проанализировать его, соотношение среди банкротов — крупный/мелкий примерно одинаковое. В то же время, крупных туроператов на рынке значительно меньше. Так что, в процентном соотношении именно «столпы туризма» разоряются чаще и наиболее громко. Страховые компании оказываются не в состоянии погасить туристам их риски, в том числе по горящим турам. К примеру, от деятельности «Лабиринта» пострадавшие получили от 2.8% до 7% от стоимости тура, небольшая компания «Роза Ветров» — выплаты 100%.
Средние и небольшие операторы не строят пирамид. Мелкие компании не имеют возможности работать в кредит, что повышает надежность работы с ними. В сегодняшних условиях, множество направлений — это скорее дополнительный риск, нежели подстраховка. Нишевики же, как правило, очень хорошо знают свой продукт и грамотно просчитывают затраты.
Очень часто туроператоров оценивают по количеству отправленных туристов, размерам оборотных средств и наличием кредитов. Сейчас часто звучат заявления: «мы не имеем кредитов, мы работаем исходя из собственных средств». Тут надо понимать, что «свои средства» — это оборотные средства, тот же самый кредит, только полученный от туристов. При этом, оператор деньгами туриста, улетающего через полгода проплачивает туриста, который улетает завтра. И это очень нехорошая схема, так как данные «собственные средства» обходятся крайне дорого. В то же время банки выдают кредиты только под обеспечение, поэтому это может служить и гарантией того, что оператор отдает себе отчет о своей работе и о том, что в состоянии за эти кредиты платить.
Раннее бронирование, когда туроператор уверяет, что проплатил отелям за полгода огромную скидку и за это получил большую скидку, чаще всего неправда, так как в Европе очень дешевые кредиты, причем иногда даже с отрицательной ставкой рефинансирования. Все хотят покупать дешевле и поэтому ищут операторов с более низкими ценами, но отдают ли себе отчет в том, что это всегда риск? Если у оператора минимальная наценка, это значит только то, что он зарабатывает почти ничего. И в случае каких-то неприятностей средств не хватит. Конечно, это относится не к эксклюзивным горящим путёвкам, а ко всей продуктовой линейке.
Признаки устойчивости туроператора
- Работа с большим количеством индивидуальных туров, где заранее все проплачивается;
- Круглогодичная работа оператора, т.е. наличие в продуктовой линейке как летних, так и зимних направлений;
- Поведение оператора на рынке. Сокращение сотрудников, рекламы часто воспринимаются как признаки краха, что не совсем верно. Ни один из крупных разорившихся операторов не сокращала расходы на рекламу, а еще и чаще всего увеличивает ее, в надежде выйти из сложной ситуации;
- Оптимизация расходов скорее говорит о разумном подходе, чем о близком крахе.
Касательно рекламы, в отличие от торговли автомобилями, игрушками, продуктами, реклама в туризме себя не окупает. Наценка на туры настолько мала, а стоимость рекламы настолько высока, что вложения могут работать только на увеличение продаж где-то в эфемерном будущем.
Резюмируем
- Необходимо следить за динамикой роста туроператора, насколько он быстро увеличивается. Быстрое увеличение — это всегда признак нестабильности;
- Массированная реклама чаще всего фактор повышенного риска;
- Сезонность работы;
- Постоянные спецпредложения, акции и низкие цены на все продукты.