Сфера продаж продуктов питания в интернете уже имеет много примеров успешных проектов и является большим растущим рынком во многих развитых странах Западной Европы, Японии, США и т.д. Постепенно этот бизнес приходит и на развивающиеся рынки, которые являются лидерами по ежегодному росту e-grocery, например, Малайзия, Вьетнам и Тайланд показали увеличение отрасли на 88%, 69% и 104% соответственно. В России прогноз роста этого рынка не столь внушителен, однако аналитики инвестбанка UBS пришли к выводу что продукты питания станут драйвером роста всей онлайн-торговли и будут увеличивать свой оборот в интернете на 26,1%.
Почему растет отрасль
По оценке PWC, на начало 2018 года уже около 13% россиян пробовали заказывать еду в интернете. Из основных причин - покупатели в России, в частности, в крупных городах, уже гораздо более уверенно и часто приобретают товары в интернете, привыкают к онлайн-среде и повышают запросы на скорость, удобство и простоту сервиса, а значит, они всё чаще станут предпочитать заказ в пару кликов походу в магазин. Уместно провести аналогию с рынком онлайн-заказа такси — вызов автомобиля через приложение и ожидание его в помещении, имея возможность отслеживать время прибытия, гораздо комфортнее для многих пользователей, чем его поиск на улице.
Подтверждением точности такого сравнения является покупка компанией Яндекс.Такси сервиса по доставке еды на дом, а также появлением такого игрока, как Uber.Eats, также занимающимся бизнесом в сфере электронной коммерции продовольственных товаров.
На рынок выходят и крупные сетевые ритейлеры вроде Ашана или Глобуса, а также действующие крупные онлайн-магазины, ранее не предоставлявшие услуг по доставке еды, например, OZON.ru. В активном участии развития рынка заинтересованы также и крупные поставщики продуктов питания, агропромышленные комплексы, которые хотели бы продавать свою продукцию и крупным сетям, и напрямую конечным покупателям. То есть, на рынке есть явный спрос на B2B2C формат онлайн-площадки.
На что обратить внимание бизнесу
Сходство рынков заказа такси и еды заключается в одних и тех же ключевых критериях конкурентоспособности и удовлетворения клиента — скорость подачи, простота сервиса и стоимость. Для улучшения каждой из этих метрик необходимы две ключевые вещи — совершенствование логистических процессов и развитие технологий (управления складами, заказами, товарным потоком в магазине, транспортной системой), а в довесок — качественно проработанная стратегия продажи и маркетинга.
Технологии/компьютерные системы управления движением ТМЦ в онлайн-торговле играют ключевую роль. Если сборка заказов происходит на складе или в части магазина, специально отведенной только для онлайн-торговли, то контроль и управление такого процесса, хоть и сопряжен с рядом сложных задач, но всё же понятен, а если мы говорим о действующем бизнесе, как в случае с пиццерией Umberto, уже хорошо отработан. Однако, если продукты будут доставляться в том числе с полок магазинов — система, контролирующая такие операции, должна быть гораздо более гибкой и сложной. На складе у каждого типа товара или материала есть четко обозначенное место, тогда как на торговой площади продукты могут постоянно менять своё расположение (покупатель может выложить продукт обратно на полку, причем необязательно на ту же самую), количество, качество (какие-то товары могут быстрее портиться от постоянного осмотра клиентами, быть случайно разбитыми или раздавленными в торговом зале) и т.д. Соответственно, если система научится работать с ТМЦ прямо в торговом помещении, магазин получает больше преимуществ и в скорости сбора заказов, и в ассортименте.
Следует также учесть, что у покупок продуктов питания в интернете есть определенные пики — например, в обед в бизнес-центрах и по вечерам, уже дальше от центра города или по выходным. Правильный анализ покупательской активности позволит снизить операционные затраты — сэкономить можно, исключив простаивание курьеров, транспорта и т.д.
Пока неизвестно, какой вид будет иметь жизнеспособная бизнес-модель в этом сегменте, ведь современный россиянин хочет одновременно быструю (ещё лучше — бесплатную) доставку, широкий ассортимент, низкую стоимость товара и отсутствие авансовых платежей, а обеспечение всего этого и сразу с сохранением прибыли от такой деятельности — крайне непростая задача для интернет-площадки.